Дома «эпохи заката»: как строили поздние скифы перед уходом из Северо-Западного Крыма

Реконструкция «дома с контрфорсами» на Тарпанчи. По: (Щеглов, 1978, с. 84, рис. 42).

После 20 г. I в. н.э. варвары Северо-Западного Крыма начинают строить свои дома по другой планировочной схеме. Это может быть связано с тем, что в регион приходит новое население. Такие выводы содержатся в статье, недавно опубликованной в журнале «Краткие сообщения Института археологии».

Поздние скифы – это археологическая культура, носители которой с конца IV в. до н.э. и до III в. н.э. жили в Крыму (и, может быть, на Нижнем Днепре). Эта культура, несомненно, варварская, вероятно, – смешанная и, совершенно точно, – под сильным античным влиянием. Северо-запад полуострова эти «варвары» занимают в последней трети или четверти II в. до н.э., а на период с середины I в. до н.э. до примерно 20 г. н.э. приходится расцвет культуры. После этой даты она в Северо-Западном Крыму постепенно приходит в упадок, а в начале II в. н.э. её носители уходят из региона.

Этот процесс упадка был, очевидно, связан с войнами. Между 16 и 23 гг. н.э. Крымская Скифия пережила разгром, скорее всего, нанесённый боспорским царём Аспургом. В 60-е гг. н.э. поселения Северо-Западного Крыма снова гибнут, видимо, в ходе войны с легатом римской Мезии Т. Плавтием Сильваном. К сожалению, по ряду причин далеко не всегда понятно, когда именно происходили те или иные изменения на поселениях Северо-Западного Крыма – сразу после похода Аспурга или позже, после экспедиции Т. Плавтия Сильвана. Но то, что они происходили, несомненно.

Более ранние работы позволили установить, что античное влияние сильно сказалось и на позднескифской архитектуре Северо-Западного Крыма. Общий принцип устройства дома – группировка помещений вокруг двора, – скорее всего, был заимствован у греков. По тому, как именно располагались дворы и помещения по отношению друг к другу, можно выделять разные планировочные схемы. В период от появления поздних скифов в регионе минимум до 20 г. н.э. (похода Аспурга) между этими схемами наблюдается преемственность, а их число невелико.

Так, до середины I в. до н.э. преобладали дома, в которых помещения располагались вокруг двора Г-образно. Такая схема, видимо, использовалась примерно до 20 г. до н.э. В это же время существовали жилища «керкинитской» схемы, по которой помещения и двор выстраивались в один ряд. С середины I в. до н.э. появляются П-образные дома, а после 20 г. до н.э. они становятся преобладающими. Этим списком число схем, существовавших до 20 г. н.э., исчерпывается.

Дом I П-образной планировочной схемы второй четверти I – начала II в. н.э. в Калос Лимене. По: (Уженцев, 2006, с. 191, рис. 56).

После похода Аспурга ситуация в домостроительстве Северо-Западного Крыма меняется. Появляется новая планировочная схема – «Тарпанчи» и новая разновидность – «кара-тобинская». В новой схеме помещения располагаются с одной из сторон двора не в один ряд, как раньше, а в два ряда. «Кара-тобинская» разновидность выделена условна – в неё вошли дома плохой сохранности, которые отличаются от прежних большим размером отдельных помещений. Прежние схемы в «эпоху заката» почти не используются – только один новый дом построен по П-образной схеме.

Дома «кара-тобинской» разновидности второй четверти I – начала II в. н.э. КЛ-V, КЛ-VI – Калос Лимен, дома V и VI. По: (Уженцев, 2006, с. 191, рис. 56).
ЮД-Б (Р. I) – по отчётам О.Д. Дашевской 1960–1962, 1964 гг.

О чём говорят эти изменения? В чём их причины? До конца непонятно. С одной стороны просматривается некая преемственность по сравнению с предыдущим этапом. Во-первых, уже упомянутый П-образный дом, во-вторых, схему «Тарпанчи» можно представить как развитие, усложнение предыдущих планировок.

Дом на Тарпанчи (около 65 г. I в. н.э. – начало II в. н.э.). По: (Щеглов, 1963в, рис. 153).

С другой стороны, эти изменения происходят в то же самое время, что и другие перемены в культуре Крымской Скифии, самые заметные из которых – в погребальном обряде. Эти, «неархитектурные», новшества исследователи объясняли сарматским или боспоро-сарматским влиянием. Может быть, оно отразилось и на домах в Северо-Западном Крыму?

Дома планировочной схемы «Тарпанчи» второй четверти I – начала II в. н.э. КЛ-III, КЛ-II – Калос Лимен, дома III и II. По: (Уженцев, 2006, с. 191, рис. 56).

Конечно, сложно представить, как кочевники-сарматы могли повлиять на строительство домов. Но их передвижения вполне могли сдвинуть с места какое-то оседлое население, которое и принесло новые традиции. Поскольку новые веяния в домостроительстве соседствуют со старыми, можно предполагать, что население в Северо-Западном Крыму сменилось не полностью, а частично.

Выходные данные статьи:
Антонов Е.Е. Жилые дома на поселениях Северо-Западного Крыма во второй четверти I – начале II в. н.э. // КСИА. – 2023. – Вып. 271. – С. 85–102.

Загрузить статью: AcademiaResearchGateЯндекс.Диск.

Scroll to top