В “цветочной” пещере нашли одиннадцатый скелет неандертальца

Шанидар – один из важнейших памятников каменного века, открытых в середине XX века в Ираке. В 50-х годах там нашли останки 10 неандертальцев. В одном из погребений нашли пыльцу цветов. Палинолог Жозетта Леруа-Гуран отмечала, что она принадлежит семи разным видам лекарственных растений. Исследователь предположила: пыльца попала в захоронение вместе с цветами, которые или устелили дно погребения, или которые принесли на могилу. 

После работ 50-х годов Шанидар стал считаться ярким свидетельством существования погребальных ритуалов у неандертальцев, а сами они предстали куда более человечными существами, чем считалось ранее.

Вход в пещеру. Фото: Graeme Barker.

Хотя позже это мнение много раз ставилось под сомнение, снова попасть в пещеру, чтобы проверить теорию, не удавалось. Получилось это почти через 50 лет. Исследователи взяли образцы из верхних слоёв пещеры и выяснили, что пыльца там накапливается до сих пор в силу естественных причин: из-за ветра и деятельности насекомых. Образцы такой же пыльцы, какую собрала Жозетта Леруа-Гуран, присутствуют в поздних слоях. Вероятно, их принесли сюда пчёлы. Казалось бы, теория о неандертальцах с букетами опровергнута. Но и тогда нашлись исследователи, которые говорили о том, что новое исследование совсем не опровергает открытие 50-х годов. 

Другой знаменитый скелет из пещеры – это Шанидар-1. Ему было 40–50 лет, что для того времени необычно много. При этом на костях остались следы серьёзных травм. Так, у него были сломаны кости черепа, из-за чего он, вероятно, потерял левый глаз. Правая рука была поломана в нескольких местах, а ниже локтя совсем отсутствовала. Судя по патологиям костей ног, он ещё и хромал. Недавнее исследование показало, что у пожилого неандертальца, помимо всего прочего, были и серьёзные проблемы со слухом. Несмотря на всё это, неандертальцу удалось дожить до преклонного возраста, а это значит, что его кормили и за ним ухаживали. 

Первым археологом, проводившим раскопки в Шанидаре, был Ральф Солецки. Много лет он пытался вернуться в Ирак, чтобы продолжить работы. Но из-за нестабильной обстановки сделать это ему так и не удалось. В прошлом году исследователь скончался в возрасте 101 года. 

В 2014 году раскопки попыталась возобновить экспедиция Кембриджского, Биркбекского и Ливерпульского университета имени Джона Мурса. Но их пришлось прервать уже через два дня – из-за приближения боевиков ИГИЛ (организация запрещена в РФ). В 2015-м раскопки возобновили.  

Главной целью новых робот было найти раскоп 50-х годов, отобрать из него новые пробы пыльцы и продатировать их с помощью современных методов. Но в 2016 году в одной из самых глубоких частей раскопа археологи наткнулись на кости. На их раскрытие ушли ещё два сезона – 2018 и 2019 года. 

Череп неандертальца Шанидар Z. Фото: Graeme Barker.

Новый скелет, получивший условное имя Шанидар Z, сохранился не полностью – остался сильно повреждённый череп, кости корпуса и руки. Интересно, что левая рука погребённого согнута и подложена под щёку.

Кости левой руки. Фото: Graeme Barker.

Пол “нового” неандертальца пока не установлен. Однако недалеко от него ранее нашли зуб, принадлежавший взрослому человеку среднего или пожилого возраста. Предварительная датировка костей – около 70 тыс. л.н. 

Реконструкция позы погребённого. Рисунок: Emma Pomeroy. 

Интересен и контекст находки. Скелет находился в природной траншее, углубленной искусственно. (Это значит, что захоронение было умышленным, а не случайным). Рядом с черепом находится довольно заметный камень. Археологи говорят, что это его могли использовать как своеобразный указатель на место погребения, своего рода “памятник”. Если это действительно так, значит, неандертальцы возвращались на место погребения. Правда, когда именно: через несколько дней, недель, месяцев или лет – неясно. 

Кости извлекли “монолитом” – вместе с окружающим грунтов. Сейчас он находится в лабораториях Кембриджа, там ему сделают томографию, потом будут послойно разбирать и консервировать кости. Исследователи отмечают, что каменистая часть височной кости неандертальца сравнительно хорошо сохранилась, а значит, из неё можно будет извлечь ДНК. Как ожидается, это даст новую информацию о скрещивании между неандертальцами и сапиенсами – именно в теплом климате Ирака должны были происходить первые встречи двух видов.

Позвоночник после извлечения “монолитом”. Фото: Graeme Barker.

Исследователи также собрали образцы почвы, пыльцы и угля, раковины и кости древних мышей и змеи. Всё это поможет реконструировать древний климат в районе Шанидара. 

Статья о находке вышла сегодня в журнале Antiquity

По материалам Кембриджского университета.

Новость подготовлена при поддержке Лары Крофт, партнёра DigDeep.ru

Scroll to top