Крымская археология глазами (некоторых) украинских коллег

[Предупреждение о возможном конфликте интересов: автор заметки с 2001 года участвует в археологических раскопках в Крыму]

Предыстория

Как известно, в 2014 году Крым был присоединён к России (согласно украинской версии – оккупирован). С этого момента выдавать право на проведение археологических работ (Открытые листы) стало Министерство культуры РФ. Стоит отметить, что Открытые листы археологам, работавшим в Крыму до 2014 года, выдавали только после того, как они предоставляли справки о сдаче коллекции в местные музеи и справки о сдаче отчётов о раскопках в Институт археологии Национальной академии наук Украины.

Большая часть крымских археологов осталась на территории полуострова и продолжила свои исследования при новой власти. Однако часть переехала на «материковую» часть Украины. В Крыму также продолжили работать многочисленные российские экспедиции, которые исследовали археологические памятники и во времена СССР, и во времена вхождения полуострова в состав независимой Украины.

После присоединения Крыма к России хозяйственная деятельность на полуострове стала намного более активной. В частности, туда стали тянуть новые линии электропередач и прокладывать газопровод. Особенно масштабные работы связаны со строительством моста, подходов к нему и новой трассы «Таврида», которая пройдёт от Керчи до Симферополя. Всё это строительство, как и положено по российским и украинским законам, предварялось археологическими исследованиями. Разведки и раскопки, конечно, не могли не вызвать недовольство украинцев, как, впрочем, и любая другая заметная деятельность в Крыму.

В июне 2017 года украинский депутат Дмитрий Тымчук написал  на своей странице в Facebook, что по информации некой «группы ИС», прокуратура АР Крым (в изгнании) «готовится возбудить» уголовные дела против археологов-граждан России, работавших в Крыму с 2014 года. Ниже он привёл список «лиц, против которых должны возбудить уголовные дела». Судя по контексту сообщения, именно господин Тымчук или кто-то из его группы направил список в прокуратуру и просьбу завести дела на археологов.

Список этот довольно представительный, в него вошли авторитетные и уважаемые в научном сообществе исследователи, многие из которых работают в Крыму десятки лет (то есть при любых властях, которые декларировали свою власть над полуостровом). Впрочем, в список включены и молодые исследователи, ещё не успевшие внести своего вклада в науку (в том числе и автор этих срок). Примечательно, что в списке не было ни одного крымчанина (кроме, опять же, автора).

В июле 2017-го прокуратура АР Крым (в изгнании) сообщила, что получила письмо от Министерства культуры Украины о раскопках в Крыму, и отправила его в Национальную полицию АР Крым (в изгнании). «Там его зарегистрировали и внесли ведомости в Единый реестр досудебных расследований», – отметили тогда в пресс-службе прокуратуры АРК (в изгнании). Национальная полиция по АР Крым (в изгнании; кстати, какой она национальности, раз уж она национальная?) письмо получила, но отметила, что «результатов следствия пока нет».

В декабре 2017-го в Киеве прошла  конференция «Крым 2014-2017: аннексированная культура». В ней, в частности, участвовал археолог Виктор Чабай, который долгое время исследовал палеолитические памятники Крыма, возглавлял соответствующий отдел в Крымском филиале украинского Института археологии, а какое-то время – и весь филиал (теперь – Институт археологии Крыма РАН). После присоединения Крыма Виктор Чабай по собственной воле покинул полуостров. В 2017-м он стал директором украинского Института археологии.

В своём выступлении господин Чабай привёл количество Открытых листов, выданных Министерством культуры РФ на раскопки в Крыму (эта информация находится в свободном доступе на сайте ведомства). Отметил, что большая часть раскопок – охранные (упомянул ли он, что это мировая тенденция, не сообщается). Кроме того, он добавил, что часть российских археологов после призыва украинских коллег отказалась от раскопок в Крыму (имена этих исследователей в заметке не фигурируют).

Конференция «Крым 2014-2017: аннексированная культура»приняла резолюцию , которую Министерство культуры Украины опубликовало на своём сайте. DigDeep.ru приводит перевод «археологических» мест резолюции, принятой на конференции.  [Канцелярский стиль резолюции сохранён. Пропуски и комментарии DigDeep.ru отмечены квадратными скобками].

Текст резолюции

«[…] 2. Быстрое упрощение российского законодательства [?], касающегося включения коллекции крымских музеев в состав музейного фонда России, которое состоялось вскоре после временной оккупации Крыма, имело целью присвоение музейных коллекций, которые являются государственной частью Музейного фонда Украины и принадлежат украинскому народу».

«Факты вывоза отдельных музейных коллекций из временно оккупированного Крыма в Российскую федерацию под видом временного экспонирования и невозвращения их в крымские музеи, несмотря на якобы установленные сроки, свидетельствуют о намерениях окончательного ограбления и нивелирования музейного наследия Крыма, а также воплощения там имперской российской парадигмы исторического развития».

«Многочисленные археологические раскопки, особенно под новое строительство, привели к появлению в Крыму археологов из России, которые не знают специфику раскопок археологических памятников Крыма и из-за сжатых сроков работ не придерживаются методики проведения полевых исследований. Отсутствие публичной информации о результатах раскопок и судьбе археологических находок, не позволяет доверять уверениям оккупационной власти о том, что все они остаются на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя».

«3. Состояние недвижимых памятников Крыма и политика оккупационной власти в отношении их сохранения, особенно памятников, связанных с историей крымскотатарского народа, является попыткой окончательного преступного уничтожения исторической памяти и ревизии истории. […]».

«Учитывая вышеприведённое, мы, участники конференции
[…]
Призываем:
Президента Украины:
[…]
– поручить СНБО [Совету национальной безопасности и обороны Украины] включить в санкционные списки всех археологов РФ, которые осуществляют раскопки в Крыму, и инициировать внесение их в соответствующие международные санкционные списки;»

[…]
«Прокуратуру АР Крым [в изгнании]
– возбудить дела в отношении всех юридических и физических лиц, причастных к нарушению законодательства в сфере культуры и обнародовать эту информацию».

Институт археологии РАН, под руководством которого ведутся раскопки на трассе «Таврида», публично заявления украинских коллег не комментировал.

Егор Антонов.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Scroll to top