В Болгаре нашли мастерскую по обработке янтаря

Во время раскопок на Болгарском городище (Спасский район Татарстана) ученые Института археологии РАН обнаружили мастерскую по обработке янтаря конца XIII — начала XIV века, в которой работали выходцы из русских земель.  В сочетании с предыдущими исследованиями находка доказывает гипотезу о существовании в центральной части крупнейшего торгового и ремесленного центра Золотой Орды мастерской русских ремесленников и добавляет новые данные в историю Волжской Булгарии и средневековой Руси.

Болгарское городище. Фото: Болгарский государственный историко-культурный заповедник.
Болгарское городище. Фото: Болгарский государственный историко-культурный заповедник.

«Мастерская существовала в период подъема городской культуры Болгара после разрушительных событий, связанных с захватом Волжской Болгарии монголами. Находка подчеркивает международные связи Болгара и высокий уровень стабильных торговых отношений этого времени: ремесленники из русских земель, Нижнего Поволжья, Закавказья и других земель жили рядом, работали, торговали и получали материал для своих изделий из регионов, довольно далеко находящихся от Волжской Булгарии», — говорит руководитель раскопок на Болгарском городище, научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН Денис Бадеев.

Территория Болгарского городища (Спасский район республики Татарстан) была заселена достаточно давно: здесь обнаружены поселения эпохи неолита, бронзы и раннего железного века, в VI — VII веках нашей эры здесь находились поселения именьковской культуры. В VIII — IX веках в эти места приходят булгары — тюркские племена, вытесняемые из Северного Причерноморья и Нижнего Поволжья. Они основали город Болгар, который впоследствии стал столицей Волжской Булгарии и известной международной торговой площадкой, на которую стекались товары из Европы, Средней Азии, Китая, Кавказа и Ближнего Востока. Позже, после захвата Волжской Булгарии монгольскими войсками, Болгар стал первой столицей Золотой Орды. Конец XIII — первая половина XIV века считается точкой наивысшего подъема Болгара: в это время в центре Болгара были построены Соборная мечеть, Северный и Восточный мавзолеи, вокруг которых располагались торговые и ремесленные районы.

В 1361 Болгар был сожжен во время междоусобных золотордынских войн. Это стало началом конца города: через сто лет, в 1431 году, Болгар был окончательно разрушен, столицей Волжской Булгарии стала Казань, а Болгар остался лишь местом поклонения мусульманским святыням. В 1552 году Иван IV присоединил Казанское ханство к Русскому царству. В XVIII веке возле Болгар был основан православный монастырь. 

Первое описание Болгарского городища было составлено в 1712 году дьяком Михайловым, который, описывая местность перед строительством монастыря, отметил в нем около 70-ти построек, оставшиеся от разрушенного города. Позже планы и рисунки памятника составили Петер Симон Паллас и Иван Иванович Лепехин во время экспедиции Академии наук в Поволжье. На протяжении XVIII и XIX века в Болгары приезжали художники, путешественники, писатели и ученые, которые составили описания и чертежи руин древнего города. Тогда же ученые и путешественники начали собирать первые коллекции из болгарских находок: по свидетельству историков, коллекции монет и украшений составлялись при помощи местных жителей, которые просто подбирали предметы, вымываемые из почвы после дождя.

Археологическое изучение памятника частично проводились уже в конце XIX века, но систематические работы на городище начались в 1938 году объединенной экспедицией Государственного исторического музея, Института истории материальной культуры АН СССР и Государственного музея ТАССР. В период 1950-1955 годов перед строительством Куйбышевской гидроэлектростанции были изучены пригород и посад, которые должны были уйти под воду после образования Куйбышевского водохранилища.

Участки раскопа: вид сверху. Базар и мастерская. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Участки раскопа: вид сверху. Базар и мастерская. Фото: пресс-служба ИА РАН.

В 1969 году был создан Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник, центром которого стало Болгарское городище. Здесь продолжались археологические раскопки, а также начались работы по реставрации и консервации памятников. В 2010 году в рамках реализации проекта «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар» на городище начинается восстановление архитектурных памятников, проводятся масштабные археологические исследования. В 2014 году было принято решение включить Болгарский историко-археологический комплекс в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1989-1990 годах экспедиция Института археологии РАН обнаружила в 150 метрах от Соборной мечети остатки монументальной постройки, которая была интерпретирована как здание городского базара середины XIV века. Последующие раскопки Института археологии РАН, возобновленные в 2011 году совместно с экспедицией Института истории Академии наук Татарстана (с 2013 года — Института археологии АНТ) выявили планировку здания. Оказалось, что базар, который был разрушен не позже 70-х годов XIV века (вероятно, в результате вооруженного конфликта), возник в ремесленном районе города. Здесь располагались усадьбы мастеров, которые специализировались на обработке цветных металлов, производстве бус и перстней из стекла, изделий из кости и рога.

В 2018 году на одной из усадеб были обнаружены предметы, указывающие на существование ювелирной мастерской, в которой изготавливали предметы из янтаря. Археологи нашли около 0,7 кг янтаря-сырца, обрезки янтаря, заготовки и сами изделия, среди которых больше всего было бус битрапецоидного сечения и подвесок с ромбическим завершением. Также мастерская занималась производством прямоугольных вставок, цилиндрических и дисковидных бус, каплевидных подвесок. Доказательством того, что здесь находилась мастерская, а не торговая лавка или склад для хранения партии товара, служат не только найденные отходы, заготовки, но и ремесленный инструментарий — нож с изогнутой спинкой, небольшое долотце, напильник квадратного сечения, шилья, иглы. Здесь же была найдена серебряная монетовидная подвеска, которая представляет собой копию золотого динара середины XIII века. Находящиеся в этом же слое золотоордынские монеты второй половины XIII века, а также полное отсутствие монет периода правления хана Узбека, позволили исследователям уверенно говорить, что мастерская существовала в период конца XIII — начала XIV века.

Изделия из янтаря, найденные на территории мастерской. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Изделия из янтаря, найденные на территории мастерской. Фото: пресс-служба ИА РАН.

«Когда находят какие-то интересные артефакты, всегда появляется соблазн решить, что их изготавливали именно в этом месте. Но доказать это обычно сложно, если нет сырья, заготовок, инструментов и брака. Мы нашли свидетельства всего производственного процесса: и сырье, и заготовки, и брак, и сами изделия», — уточняет Денис Бадеев.

Как полагают исследователи, в мастерской работали выходцы из русских земель. На месте мастерской были обнаружены красноглиняные и белоглиняные горшки,  характерные для русских земель, причем на одном из черепков сохранилась процарапанная по сырой глине кириллическая буква «А». Также здесь были найдены каменные и бронзовые нательные кресты, а среди кухонных остатков — свиные кости. 

«Пока не очень понятно, была ли вся „русская керамика“ привозной. Возле Болгара есть только красножгущиеся глины, и, если красноглиняную керамику могли изготавливать где-то недалеко, то керамика из белой глины, видимо, была привозная. Получается, что горшки везли откуда-то с Руси, например, из-под Твери. Зачем? Это же не амфоры, в которых могли перевозить вино, оливковое масло. Что могли перевозить в горшках, сейчас трудно предположить. Возможно, они „пришли“ в Болгар вместе с русскими мастерами по обработке янтаря», — отмечает Денис Бадеев.

Чтобы янтарные изделия приобретали ярко-красный, рубиновый оттенок, янтарь нагревали. Но из-за того, что они долго пролежали в земле, их поверхность повторно покрылась тонкой корочкой.

«Сейчас для того, чтобы точно сказать — нагревали средневековые мастера изделие до обработки или после, нужно их подвергнуть механическому воздействию, а этого не хочется делать. Мы планируем изучить эти процессы постепенно, по обломкам. максимально бережно сохраняя находки», — пояснил Денис Бадеев.

Заготовка подвески из янтаря. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Заготовка подвески из янтаря. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Также ученые пока не могут точно сказать, откуда мастера Болгара получали янтарь-сырец. Предполагается, что янтарь в мастерскую привозили из двух центров добычи: Прибалтики или Приднепровья. Чтобы точно установить, откуда в мастерскую доставляли янтарь, исследователи планируют изучить химический состав найденных образцов методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии (XRF). Анализ микропримесей позволит выявить место происхождения сырья: известно, что низкое содержание серы соответствует балтийскому янтарю.

Находки 2018 года стали еще одним фрагментом мозаики, из которых складывается единая картины Болгара в период его расцвета. Как показывают результаты многолетних раскопок, на стыке XIII — XIV веков население Болгара состояло из разных этнических групп, при этом проживать они могли в одном районе. 

«Мы привыкли считать, что для таких городов существовали кварталы, где проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному признаку: например, в одном квартале — мусульмане, в другом — христиане, в третьем — еще кто-то. Раскопки в Болгаре оставляют впечатление, что в этом периоде времени такого разделения не было, и население жило смешанно, „чересполосно“. Лишь позже произошло такое разделение, и христианское население было переселено на окраины города», — утверждает Денис Бадеев.  

Такой вывод ученые сделали, изучив расположение усадеб и определив их «хозяев». Получилось, что на исследуемом участке соседями русских ремесленников были выходцы из Закавказья: на это, в частности, указывал тип отопительного сооружения — тандыр. Как отмечают исследователи, устройство дома не передается от одного населения другому — оно жестко закреплено в рамках традиции и передается только носителям этой культуры. Другими соседями могли быть выходцы из Нижнего Поволжья: судя по обнаруженным предметам, они занимались изготовлением бус и перстней из стекла. Химический состав стеклянных изделий из Болгара близок к стеклянным изделиям, которые производили в городских центрах Нижней Волги.

Место расположения раскопа 2018 г.ода на аэрофотоснимке: А – городской базар середины XIV века; Б, В – участки раскопа; Г – Соборная мечеть второй половины XIII–XV веков.  Фото: пресс-служба ИА РАН.
Место расположения раскопа 2018 г.ода на аэрофотоснимке: А – городской базар середины XIV века; Б, В – участки раскопа; Г – Соборная мечеть второй половины XIII–XV веков. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Исследования 2018 года также позволили сделать вывод о том, как менялась городская застройка в течение пяти столетий. Самый ранний слой на раскопе относится к X-XI векам, времени образования города. В это время здесь занимались черновой обработкой железа: во время раскопок в домонгольском слое археологи нашли производственный комплекс, который состоял из предгорновой ямы, горна и площадки для обработки железной руды. Скорее всего, руду (бурый железняк) добывали поблизости, в заболоченной пойме рек Меленки и Волги. Позже, в золотоордынский период, когда город расширился, это место из пригорода стало центром и, как это обычно бывает, «грязное» производство сместилось на окраину, его место заняли мастерские, в которых производили украшения и предметы роскоши, а в середине XIV века появилось здание городского базара.

По материалам пресс-службы ИА РАН.

Scroll to top