В Сербии нашли суда, потопленные римлянами

В Сербии, недалеко от римского города Виминациум, обнаружили остатки трёх судов, прекрасно сохранившихся до наших дней: плоскодонного, длиной в 15 метров, а также две небольшие лодки-однодеревки.

Большое судно построено в римских традициях. Оно однопалубное и было снабжено по меньшей мере шестью парами вёсел. Экипаж на таких судах не превышал 30–35 человек. Скорее всего, у него также был треугольный парус, так называемого «латинского» типа. Доски были скреплены железными гвоздями. Судя по всему, «карьера» этой «плоскодонки» была долгой – на ней сохранились следы многократных починок.

Лодки-однодерёвки сделаны намного проще, хотя одна из них даже была украшена резьбой. Такими судами, как известно из письменных источников, пользовались варвары, в том числе славянские племена, когда переправлялись через Дунай, чтобы нападать на римские территории.

Суда прекрасно сохранились – они затонули в древнем рукаве Дуная. После того, как река поменяло русло, они были погребены под семиметровым слоем глины и ила, которые защитили древесину от воздуха и микробов, главных «виновников» разложения. Суда нашли случайно, во время работ на угольном карьере. Техника повредила от 35 до 40% «плоскодонки», но археологи собрали почти все его фрагменты, что позволит реконструировать её. Чтобы защитить суда от разрушения, их подняли краном, закрепили в специальных металлических рамах и перевезли по рельсам в безопасное место. Сейчас сотрудники музея в Виминациуме создают трёхмерные модели судов.

Транспортировка «плоскодонки». Фото: ArcheoSerbia.

Их датировка пока неясна. В самих судах никаких находок не было, но недалеко обнаружили керамику и светильники римского времени. В пользу того, что «плоскодонка» датируется римским или византийским временем, говорит не только технология её изготовления, но и близость Виминациума. Это был очень крупный город, столица римской провинции Мёзии и база римских военных кораблей. Виминациум погиб в VI веке н.э., и после этого там не было никаких портов (во всяком случае, письменные источники о таковых ничего не знают). Археологи взяли пробы древесины, чтобы отправить их на радиоуглеродный анализ, но из-за пандемии и карантина, его отложили.

Почему затонули суда, тоже непонятно. Римская «плоскодонка» и варварские однодерёвки, затонувшие рядом, конечно, соблазняют ум картинами древнего сражения на Дунае. Тем более, что письменные источники сообщают о битвах, случавшихся выше по реке. Но, во-первых, нет никаких доказательств, что суда затонули одновременно. Во-вторых, на них нет никаких повреждений или следов огня. В-третьих, отсутствие находок – признак того, что лодки затонули не внезапно, их подготовили к этому: не только сняли весь груз, но и забрали личный «скарб». Кроме того, «плоскодонка», скорее всего, была обыкновенным речным транспортом. По свидетельствам древних авторов, лодки-однодерёвки тоже не годились для боя – их использовали только для переправы, никакому кораблю они противостоять не могли.

Миомир Корач (Miomir Korac), директор Института археологии и руководитель исследований в Виминациуме, предлагает другое объяснение: «плоскодонку» могли затопить специально. Римляне могли сделать это перед выводом войск, чтобы судно не досталось наступающим варварам.

На фото вверху: «плоскодонка» во время раскопок. Фото: «Урядовий кур’єр».

Видеоролик с места раскопок:

По материалам Ars Technica и ArcheoSerbia (1, 2).

Заметка написана при поддержке Лары Крофт, партнёра DigDeep.ru (Вы тоже можете стать партнёром или заказать статью).

Scroll to top