Тайна пустого саркофага

При раскопках в храмах Ростова Великого ученые Института археологии РАН исследовали пустой саркофаг XIII века, находящегося в Успенском соборе. До сегодняшнего дня нет никаких данных о том, кому предназначался этот саркофаг, и был ли в нем кто-то когда-либо похоронен. Возможно, новые данные, полученные в ходе исследований 2018 года, помогут найти ответы на эти вопросы.

«Этот саркофаг озадачивает исследователей. Дело в том, что он пустой, и мы не знаем, для кого он был приготовлен. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время неизвестно, и нет никаких следов, указывающих на то, что в саркофаге когда-либо было совершено захоронение. Пустой гроб в церкви — это в любом случае загадка, которая может вести к разного рода конспирологическим размышлениям», – говорит ведущий научный сотрудник ИА РАН Андрей Леонтьевучастник Волго-Окской экспедиции.

Летом 2018 года Волго-Окская экспедиция Института археологии РАН под руководством Александра Кашкина исследовали три храма в Ростове Великом: Успенский собор, Богоявленский собор Авраамиевого монастыря и церковь Борис и Глеба.

Вид центральной части Ростова. Стрелками отмечены Успенский собор и церковь Бориса и Глеба. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Вид центральной части Ростова. Стрелками отмечены Успенский собор и церковь Бориса и Глеба. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Современный Успенский собор, стоящий на Соборной площади Ростова Великого, был построен в 1510-1512 годах. Ему предшествовали два белокаменных собора XII и XIII века и деревянная церковь, которая была поставлена, по данным поздних летописей, в 992 году (хотя по археологическим данным ее строительство, скорее всего, относится к середине XI столетия). В 1160 году церковь сгорела, и по повелению князя Андрея Боголюбского на ее месте был поставлен первый белокаменный собор, который по неизвестным причинам обрушился в 1204 году. Новый собор был заложен в 1213 году и достроен в 1231 году князем Василько, который в 1238 погиб при татарском нашествии и был похоронен в этом же храме. В 1408 году собор сгорел во время пожара, и  как упоминается в летописях, был почти полностью разрушен, но затем восстановлен.

Ростовский Успенский собор. Основание кирпичного портала царских врат XVII века. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Ростовский Успенский собор. Основание кирпичного портала царских врат XVII века. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Стены кирпичного собора XVI века были поставлены непосредственно за основаниями стен собора XIII века. Новый храм в своих пределах сохранил остатки оснований стен и некоторые архитектурные детали интерьера предшествующих каменных соборов, а также совершавшиеся на протяжении столетий погребения ростовских князей и архиереев.

С самого начала своей истории в Успенском соборе находились мощи местночтимых святых. По преданию, при строительстве собора XII века были обнаружены мощи святителей Леонтия и Исайи — ростовских епископов, служивших здесь в XI веке. В конце XIII века в Ростове начинается почитание чудотворца Игнатия — ростовского епископа, который впервые упоминается как святой в 1480 году в «Послании на Угру» архиепископа Вассиана.

Богоявленский собор Авраамиева монастыря. Слева: Кирпичный пол подкрылечного помещения XVI века.  Фото: пресс-служба ИА РАН.
Богоявленский собор Авраамиева монастыря. Слева: Кирпичный пол подкрылечного помещения XVI века. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Мощи ростовских святых, как упомянутых, так и более позднего времени находились в Успенском соборе до 20-х годов ХХ века. В 1920 году мощи были вскрыты для освидетельствования, позже серебряные облицовки раки, в которых были помещены мощи святых, а также оклады надгробных икон были изъяты и переданы в музеи Ростова. В 30-х годах ХХ века собор был закрыт и лишь в 1990 году был возвращен Русской православной церкви. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные работы.

Богоявленский собор Авраамиева монастыря. Фундаментные рвы кладок крыльца XVI века. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Богоявленский собор Авраамиева монастыря. Фундаментные рвы кладок крыльца XVI века. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Во время раскопок 2018 года ученые исследовали трассу теплопровода на Соборной площади для установки системы отопления «теплый пол», а также пространство под полом собора. Под демонтированными чугунными плитами пола XIX века археологи обнаружили основание кирпичного портала царских врат XVII века и нашли фрагменты собора XIII века: обломки белокаменной колонки аркатурного пояса собора XIII века и фрагмент белокаменного блока с фресковой росписью, расчистили найденные белокаменное основание юго-восточного столпа, ступень белокаменной лестницы западного портала собора, а также известное по раскопкам 50-х годов основание белокаменной лестницы.

«Предшествующие масштабные работы около собора, на площади и в соборе велись четверть века тому назад. Здесь с восточной и северной стороны собора сохранились крупные фрагменты стен предшествующего белокаменного храма, которые были просто сброшены при разборке перед строительством нового. Также с северной стороны сохранились участки внешней белокаменной кладки разного объема. Нашей задачей было сделать так, чтобы оставшимся фрагментам белокаменной кладки, которые покоятся в земле, при прокладке теплоносителя был нанесен наименьший ущерб. Все фрагменты зафиксированы, измерены, закрыты изолирующим материалом и засыпаны. Археология на нас не заканчивается, и будем надеяться, что эти руинированные остатки собора XIII века так и останутся на своем месте для будущих поколений исследователей», — пояснил Андрей Леонтьев.

При раскопках в Богоявленском соборе археологи исследовали культурный слой в том месте, где будет воссоздано крыльцо собора XVI века. В ходе работ ученые обнаружили пол подкрылечного помещения и остатки кладок первоначального крыльца собора времени Ивана Грозного. 

Работы в церкви Бориса и Глеба «на княжьем дворе» стали возвращением к совместным работам ИА РАН и Государственного Эрмитажа по обследованию этого архитектурного памятника. Предыдущие раскопки в церкви Бориса и Глеба были проведены в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века. В этом году археологи ИА РАН совместно с Архитектурно-археологической экспедицией Государственного Эрмитажа исследовали один из недостаточно обследованных участков к северу от здания церкви. Культурный слой на этом участке составляет более двух с половиной метров. В сезоне 2018 года археологи изучили верхние полтора метра культурного слоя, вышли на уровень строительства XVIII века и обнаружили приходское кладбище, датируемое 1761 — 1771 годами. Работы на этом участке планируется продолжить в 2019 году.

Церковь Бориса и Глеба. Горизонт строительства 1761 года. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Церковь Бориса и Глеба. Горизонт строительства 1761 года. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Самым интересным объектом исследования экспедиции стал саркофаг XIII века, который находится у стены северной апсиды Успенского собора на глубине около двух метров. Впервые гробница была обнаружена в 1994 года экспедицией Государственного Эрмитажа. Чуть позже реставраторы установили вокруг саркофага кирпичные стены и закрыли его деревянным полом, который был вскрыт спустя почти 25 лет участниками экспедиции 2018 года. Повторное исследование 2018 года обнаружило некоторые ранее не зафиксированные подробности. Оказалось, что плита, которой он накрыт, больше его по размерам.

«Экспедиция 2018 года измерила и осмотрела саркофаг и выяснила, что массивная крышка гробницы по длине превышала размер каменного ящика и, возможно, заменила первоначальную. При предыдущих исследованиях этот факт остался незамеченным», — отметил Андрей Леонтьев.

Но, как отмечают ученые, нет никаких сомнений в том, что эта плита является крышкой именно этого саркофага. Свидетельством этому служит одинаковый и совершенно уникальный орнамент на плите и на боках саркофага: концентрические круги, вписанные в прямоугольники, рамки которых образованы линиями и рядом треугольников.

По словам заведующего Отделом археологии Московской Руси, доктора исторических наук Леонида Беляева, это единственный случай, когда такой орнамент встречается на саркофаге:

«И орнамент, и саркофаг относятся к владимиро-суздальской традиции. Но, как правило, такие узоры наносили на надгробия. Здесь мы наблюдаем уникальный случай — сочетание владимиро-суздальского саркофага и владимиро-суздальской резьбы на саркофаге».

Как отметил ученый, изображение тройных концентрических кругов восходят к древней традиции, связанной с романскими и европейскими погребениями святых, которая, в свою очередь, берет начало от дохристианской традиции  украшения саркофага тремя венками. Позже в саркофагах святых стали прорезать на боках гробницы три круглых окошечка, через которые можно было прикоснуться к мощам. 

Несовпадение размеров крышки и саркофага может говорить о том, что плита была изготовлена позже. Но на сегодняшний день ученые не располагают данными, свидетельствующими о времени изготовления плиты: она могла быть сделана одновременно с саркофагом или в более позднее время. По словам Леонида Беляева, обе версии возможны и требуют более детального исследования, так как крышки саркофагов иногда бывают большего размера.

«Это плита своего времени, но она может быть и более позднего, например, конца XIII-XIV века. Конечно, подозрительно, что крышка больше, она действительно может оказаться не „своей“. Но доказать это будет сложно, поскольку и крышка, и саркофаг очень похожи. Благодаря тому, что саркофаг был изучен более детально, удалось установить, что крышка другого размера, но это не означает, что она не от него. Во всем этом нужно разбираться дальше», — отметил ученый. 

Еще одной странной особенностью саркофага является небольшая глубина его внутренней части: всего 28 сантиметров.

«В ящик такой глубины положить покойника было бы затруднительно. Конечно, со временем внутренняя глубина саркофагов становилась все меньше, но не до такой же степени», — сказал Андрей Леонтьев.

По словам ученого, на сегодняшний день существует два версии, объясняющие существование пустого саркофага. Есть предположение, что гробница принадлежала святому Игнатию — ростовскому епископу, умершему в 1288 году. Поскольку впоследствии он был канонизирован, то, возможно, его мощи могли быть перенесены: известно, что в последние столетия вплоть до закрытия собора в 1936 года они находились у северной апсиды собора. Но, как полагает Андрей Леонтьев, это версия ничем не подтверждается.

«Мощи ростовских святых в начале 20-х годов в борьбе с „церковным дурманом“ вскрывались с участием судебных медиков. Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, перемешанные с землей. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их переносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причем давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию», — отметил ученый.

Вторая версия о принадлежности саркофага тоже связана со святым Игнатием. В 1279 году умер Глеб Василькович – один из ростовских князей, сын князя Василько. Он был отпет и похоронен в соборе (Успенский собор – это усыпальница ростовских князей и церковных иерархов). Но, как отмечается в поздних летописях, спустя девять недель неожиданно его тело было вынуто из гроба и перезахоронено в «в земле» в Спасском княгинином монастыре. Причины, побудившие Игнатия к этому поступку, неизвестны, но карой епископу послужило отлучение от службы (с последующим прощением). Поэтому не исключается возможность, что пустой саркофаг мог принадлежать Глебу Васильковичу.

Как отметил Андрей Леонтьев, на сегодняшний день нет никаких доказательств, что в саркофаге вообще кто-либо был захоронен. Исследования, доказывающие наличие следов органики, еще не проведены, но внешне внутренность саркофага представляет собой чистые стенки с небольшими темными пятнами, и лишь на верхней части есть копоть — вероятно, это следы пожара 1410 года. Для кого был приготовлен саркофаг, был ли в нем кто-либо захоронен и если да, то куда были перенесены останки, — все эти вопросы пока не прояснены и требуют дальнейших исследований.

Сейчас в соборе возле саркофага создается «музейное окно»: здесь будет установлено стекло и проведена подсветка, благодаря чему посетители собора смогут увидеть гробницу и пространство вокруг нее.

Саркофаг XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора.  Фото: пресс-служба ИА РАН.
Саркофаг XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора. Фото: пресс-служба ИА РАН.

По материалам пресс-службы ИА РАН.

Scroll to top